Выполнил: Студент группы ТО-31
Панечкин А.Е.
Руководитель:
Шойко А.З.
Лекция 1. Введение в администрирование1. Вопрос к экзамену: «Понятие системного администрирования. Функциональные обязанности системного администратора.»Важнейшей сферой профессиональной деятельности специалистов в области информационных технологий является управление (администрирование) функционированием операционных систем, как отдельных компьютеров, так и их групп, объединенных в вычислительные сети. Системные администраторы — это основные люди, которые противостоят атакам взломщиков и позволяют безопасно общаться внутри инфраструктуры компании, а также за её пределами. Системный администратор должен знать все те приемы взлома и обхода защиты (например брандмауэра), которые применяют взломщики. Однако в большинстве организаций в обязанности системного администратора входит не только слежение за сетевой безопасностью организации, а также и другие сопутствующие проблемы: борьба с вирусами, настройка пользовательского программного обеспечения и прочее. Ввиду быстрого роста Интернет и развития сетевых технологий, системному администратору-одиночке становится все сложнее противостоять всем проблемам, поэтому появляются специализированные форумы и печатные издания, направленные на расширение кругозора начинающих системных администраторов, и оказание помощи в решении различных проблем. Образование. Раньше, примерно до 2000 года, системными администраторами были в основном самоучки. Сейчас многие учебные заведения стали обучать данной профессии, а крупные организации при приёме на работу системного администратора могут потребовать сертификат. ![]() ОпределениеОпределение 1. Системный администратор (system administrator, sysadm) – сотрудник, должностные обязанности которого подразумевают обеспечение штатной работы парка компьютерной техники, компьютерной сети и программного обеспечения организации. Определение 2. Системный администратор – специалист, ответственный за поддержание многопользовательской компьютерной системы, включая локальные, глобальные и телефонные сети. Круг типовых задач системного администрирования в общем случае сводится к решению следующих основных задач:
—управление доступом пользователей к ресурсам, —выделение дискового пространства пользователям; —управление и поддержка совместного использования информационных хранилищ, —подготовка и сохранение резервных копий данных, их периодическая проверка и уничтожение, —установка и конфигурирование необходимого обновления для ОС и используемых программ, —управление службой печати; —предотвращение компьютерных вирусов, —документирование своей работы; В организациях с большим штатом сотрудников, вышеупомянутые обязанности могут делиться между несколькими системными администраторами, например, могут быть отдельные администраторы безопасности, пользователей и резервного копирования. Большинство работников вообще полагает, что системный администратор (они называют его «компьютерщиком» или программистом) — любой человек, знающий хоть что-то о компьютерах и способный решить любую возникшую проблему. Такое же положение дел наблюдается во многих российских конторах и низкосортных фирмах (особенно с неграмотным руководством), где под должностью системного администратора понимают специалиста по технической поддержке. В русскоязычном компьютерном сленге даже утвердился термин для обозначения подобной должности — «эникейщик». СпециализацияСистемных администраторов можно разделить на несколько категорий:
Интересные факты
День системного администратора
Гильдия системных администраторов SAGEЕсли вы не смогли получить нужную информацию при помощи групп новостей или документации, возможно, вам следует вступить в SAGE (System Administrators Guild - гильдия системных администраторов), организацию, которую спонсирует USENIX. Основной целью SAGE является поддержка людей, профессионально занимающихся системным администрированием. SAGE объединяет сетевых и системных администраторов, поощряя их профессиональное и техническое совершенствование. Это позволяет профессионалам обмениваться проблемами и способами их решений, поддерживать связь с пользователями, управляющим звеном и поставщиками оборудования и услуг в области информационных технологий. На текущий момент инициативы SAGE включают в себя:—совместное с USENIX спонсирование успешных ежегодных конференций по системному администрированию под названием LISA;—публикацию буклетов и руководств под редакцией Тины Даморэй (Tina Darmohray) из серии «Job Descriptions for System Administrators», посвященных вопросам системного администрирования; —создание архивного узла ftp.sage.usenix.org, на котором хранятся материалы конференций LISA, а также документация, связанная с системным администрированием; —поддержку рабочих групп, работающих в областях, имеющих значение для системных администраторов. Это могут быть рынок вакансий, публикации, юридические вопросы, электронное распространение информации, образование, поставщики и стандарты. Чтобы узнать больше об ассоциации USENIX, равно как и о специальной технической группе этой ассоциации SAGE, необходимо связаться с офисом ассоциации USENIX по телефону 510-528-8649 в Соединенных Штатах Америки или при помощи электронной почты office@usenwc.org. Чтобы получить информацию через электронные каналы, при помощи finger свяжитесь с mfo@usemx.org. Годовой членский взнос для SAGE составляет всего $25 (вы также должны быть членом USENIX). Члены SAGE получают бесплатную подписку на ежеквартальные технические издания login: и Computing Systems, скидки при регистрации на конференциях и симпозиумах, а также скидки при приобретении различных публикаций и использовании других услуг. Основные термины и аббревиатурыОсновные сертификации:
Linux/Unix , Apache и почтовые сервера (qmail, Sendmail, Exim, Postfix), веб-сервер IIS и ОС Windows Server. модель OSI, стека протоколов TCP/IP. MySQL, PostgreSQL, MS SQL, Oracle, Informix Операционных систем Windows Server, или Linux/Unix, или Solaris стек TCP/IP, IPX, реализации VPN, системах биллинга, активного сетевого оборудования Cisco, физическом построении сетей (Ethernet, Token Ring, FDDI, 802.11). аутсорсинговая компания, распространённые ОС (Windows Server, Windows 2000, Windows XP, Windows NT, Linux, FreeBSD, MacOS); службы каталогов Active Directory, Lotus Domino, LDAP; распространённые СУБД, почтовые, groupware, веб-серверы, CRM, ERP, CMS протоколы шифрования и аутентификации и их практическое применение (VPN, RADIUS, SSL, ipsec, RAS), планировании PKI, системах контроля доступа (брандмауэры, прокси-сервера, смарт-карты, CheckPoint, SecurID). |