«Омский Государственный Колледж Управления и Профессиональных Технологий»
Учебное пособие: «ПО КС и web-серверов»

Выполнил: Студент группы ТО-31
Панечкин А.Е.
Руководитель:
Шойко А.З.


Лекция 1. Введение в администрирование

1. Вопрос к экзамену: «Понятие системного администрирования. Функциональные обязанности системного администратора.»

Важнейшей сферой профессиональной деятельности специалистов в области информационных технологий является управление (администрирование) функционированием операционных систем, как отдельных компьютеров, так и их групп, объединенных в вычислительные сети.

Системные администраторы — это основные люди, которые противостоят атакам взломщиков и позволяют безопасно общаться внутри инфраструктуры компании, а также за её пределами.

Системный администратор должен знать все те приемы взлома и обхода защиты (например брандмауэра), которые применяют взломщики. Однако в большинстве организаций в обязанности системного администратора входит не только слежение за сетевой безопасностью организации, а также и другие сопутствующие проблемы: борьба с вирусами, настройка пользовательского программного обеспечения и прочее. Ввиду быстрого роста Интернет и развития сетевых технологий, системному администратору-одиночке становится все сложнее противостоять всем проблемам, поэтому появляются специализированные форумы и печатные издания, направленные на расширение кругозора начинающих системных администраторов, и оказание помощи в решении различных проблем.

Образование. Раньше, примерно до 2000 года, системными администраторами были в основном самоучки. Сейчас многие учебные заведения стали обучать данной профессии, а крупные организации при приёме на работу системного администратора могут потребовать сертификат.

Определение

Определение 1. Системный администратор (system administrator, sysadm) – сотрудник, должностные обязанности которого подразумевают обеспечение штатной работы парка компьютерной техники, компьютерной сети и программного обеспечения организации.

Определение 2. Системный администратор – специалист, ответственный за поддержание многопользовательской компьютерной системы, включая локальные, глобальные и телефонные сети.


Круг типовых задач системного администрирования в общем случае сводится к решению следующих основных задач:
  1. добавление и конфигурирование новых рабочих станций в сеть компании;
  2. установка и конфигурирование нового аппаратного и программного обеспечения;
  3. устранение неполадок в системе;
  4. управление и обслуживание пользователей вычислительной системы: —создание и поддержка учетных записей пользователей,
    —управление доступом пользователей к ресурсам,
    —выделение дискового пространства пользователям;
  5. управление и обслуживание ресурсов вычислительной системы: —обслуживание дисковых устройств,
    —управление и поддержка совместного использования информационных хранилищ,
    —подготовка и сохранение резервных копий данных, их периодическая проверка и уничтожение,
    —установка и конфигурирование необходимого обновления для ОС и используемых программ,
    —управление службой печати;
  6. ответственность за информационную безопасность компании: —выстраивание системы безопасности на физическом, аппаратном и программном уровне,
    —предотвращение компьютерных вирусов,
    —документирование своей работы;
  7. мониторинг и управление производительностью системы с целью поддержания ее на требуемом уровне и возможного увеличения.

В организациях с большим штатом сотрудников, вышеупомянутые обязанности могут делиться между несколькими системными администраторами, например, могут быть отдельные администраторы безопасности, пользователей и резервного копирования.

Большинство работников вообще полагает, что системный администратор (они называют его «компьютерщиком» или программистом) — любой человек, знающий хоть что-то о компьютерах и способный решить любую возникшую проблему. Такое же положение дел наблюдается во многих российских конторах и низкосортных фирмах (особенно с неграмотным руководством), где под должностью системного администратора понимают специалиста по технической поддержке. В русскоязычном компьютерном сленге даже утвердился термин для обозначения подобной должности — «эникейщик».

Специализация

Системных администраторов можно разделить на несколько категорий:
  1. Администратор веб-сервера — занимается установкой, настройкой и обслуживанием программного обеспечения веб-серверов. Как правило, работает в хостинговой компании. Необходимы знания Linux/Unix систем, умение конфигурировать веб-сервер Apache и почтовые сервера (qmail, Sendmail, Exim, Postfix), которые установлены на более чем 90 % web-серверов во всем мире; дополнительно веб-сервер IIS и ОС Windows Server. Обязательно глубокое понимание модели OSI, стека протоколов TCP/IP.
  2. Администратор базы данных — специализируется на обслуживании и проектировании баз данных. Нужны глубокие знания СУБД (как минимум одной из MySQL, PostgreSQL, MS SQL, Oracle, Informix), операционной системы, на которой работает база данных (Windows Server, или Linux/Unix, или Solaris), знание особенностей реализации баз данных, а также знание языка программирования SQL.
  3. Администратор сети — занимается разработкой и обслуживанием сетей. Как правило, работает в компании-провайдере. Пожалуй, этот специалист пользуется наибольшим уважением среди коллег; как правило, это самый высокооплачиваемый системный администратор. Соответственно, обладает глубочайшими познаниями в области сетевых протоколов (стек TCP/IP, IPX) и их реализации, маршрутизации, реализации VPN, системах биллинга, активного сетевого оборудования (как правило, Cisco), физическом построении сетей (Ethernet, Token Ring, FDDI, 802.11).
  4. Системный инженер (или системный архитектор) — занимается построением корпоративной информационной инфраструктуры на уровне приложений. Работает, как правило, в аутсорсинговой компании либо крупной компании, корпорации. Отлично знает распространённые ОС (Windows Server, Windows 2000, Windows XP, Windows NT, Linux, FreeBSD, MacOS); службы каталогов Active Directory, Lotus Domino, LDAP; распространённые СУБД, почтовые, groupware, веб-серверы, CRM, ERP, CMS, документооборота системы — связью которых в контексте бизнес-процессов и занимается.
  5. Администратор безопасности сети — занимается, соответственно, проблемами информационной безопасности. Работает, как правило, в аутсорсинговой компании либо крупной компании, корпорации. Особенно хорошо разбирается протоколах шифрования и аутентификации и их практическом применении (VPN, RADIUS, SSL, ipsec, RAS), планировании PKI, системах контроля доступа (брандмауэры, прокси-сервера, смарт-карты, CheckPoint, SecurID), инцидентном анализе, резервном копировании. Занимается документированием политик безопасности, регламентов и положений об информационных ресурсах.
  6. Системный администратор малой компании (от 5 до 50 рабочих мест) — занимается поддержанием работоспособности небольшой сети. Низшая ступень развития системного администратора. Не имеют помощников и выполняют все обязанности, связанные с компьютерами и коммуникациями, в том числе — техническую поддержку пользователей. Желательно знание ОС от Microsoft, офисных и бухгалтерских программ типа Microsoft Office и 1С, умение прокладывать локальную сеть, программировать АТС.

Интересные факты

  • Распространено мнение, что системное администрирование более всех иных специальностей способствует формированию комплекса бога.
  • 28-30 июля 2006 года состоялся Первый Всероссийский Слет сисадминов под Калугой (собрал 350 сисадминов из 30 городов). Не претендуя ни на что большее, чем празднование на природе дня системного администратора, организаторы предлагали собравшимся такие исконно сисадминские конкурсы, как метание тапок на точность, командное обжимание проводов, конкурс «Бита — оружие сисадмина».
  • День системного администратора придумал сисадмин из Чикаго Тед Кекатос (Ted Kekatos), посчитавший, что хоть раз в год системные администраторы должны чувствовать благодарность со стороны пользователей. Впервые данный праздник был отмечен 28 июля 2000 года.

День системного администратора

  • С 2000 года начали отмечать день системного администратора, который приходится на последнюю пятницу июля каждого года. В 1999 году поклонниками Открытого программного обеспечения был основан фестиваль LinuxFest, который, в дальнейшем, был приурочен ко Дню системного администратора.
  • C 2006 года отмечается Всемирный день информационного общества, который закреплён за 17 мая. Декларированный Генеральной Ассамблеей ООН, этот праздник имеет официальный статус и призван заменить собой день системного администратора, поскольку является профессиональным праздником для всех IT-специалистов.
  • Иногда как профессиональный праздник системными администраторами отмечается каждая пятница, выпадающая на 13 число. Эта практика больше распространена в Европе и США благодаря популярному тексту «Bastard Operator From Hell» (перевод).
  • Иногда как неофициальный праздник в ИТ отмечается 256 день года (число выбрано потому, что это количество чисел, которые можно выразить с помощью одного байта). В високосный год выпадает на 12 сентября, невисокосный — на 13 сентября.

Гильдия системных администраторов SAGE

Если вы не смогли получить нужную информацию при помощи групп новостей или документации, возможно, вам следует вступить в SAGE (System Administrators Guild - гильдия системных администраторов), организацию, которую спонсирует USENIX. Основной целью SAGE является поддержка людей, профессионально занимающихся системным администрированием. SAGE объединяет сетевых и системных администраторов, поощряя их профессиональное и техническое совершенствование. Это позволяет профессионалам обмениваться проблемами и способами их решений, поддерживать связь с пользователями, управляющим звеном и поставщиками оборудования и услуг в области информационных технологий.

На текущий момент инициативы SAGE включают в себя:

—совместное с USENIX спонсирование успешных ежегодных конференций по системному администрированию под названием LISA;
—публикацию буклетов и руководств под редакцией Тины Даморэй (Tina Darmohray) из серии «Job Descriptions for System Administrators», посвященных вопросам системного администрирования;
—создание архивного узла ftp.sage.usenix.org, на котором хранятся материалы конференций LISA, а также документация, связанная с системным администрированием;
—поддержку рабочих групп, работающих в областях, имеющих значение для системных администраторов. Это могут быть рынок вакансий, публикации, юридические вопросы, электронное распространение информации, образование, поставщики и стандарты. Чтобы узнать больше об ассоциации USENIX, равно как и о специальной технической группе этой ассоциации SAGE, необходимо связаться с офисом ассоциации USENIX по телефону 510-528-8649 в Соединенных Штатах Америки или при помощи электронной почты office@usenwc.org. Чтобы получить информацию через электронные каналы, при помощи finger свяжитесь с mfo@usemx.org. Годовой членский взнос для SAGE составляет всего $25 (вы также должны быть членом USENIX). Члены SAGE получают бесплатную подписку на ежеквартальные технические издания login: и Computing Systems, скидки при регистрации на конференциях и симпозиумах, а также скидки при приобретении различных публикаций и использовании других услуг.

Основные термины и аббревиатуры

Основные сертификации:
  • MCP, MCSE, MCSA и MCDBA для работы в Windows-средах
  • LPI для работы в Linux-средах
  • RHCE, RHCT для работы в среде Red Hat Enterprise Linux
  • CCNA, CCNP и CCDA для работы с оборудованием Cisco
  • OCP DBA для работами с базами данных Oracle
  • CCIA, CCEA для работы с продуктами Citrix.
System administrator, sysadm.
Linux/Unix , Apache и почтовые сервера (qmail, Sendmail, Exim, Postfix), веб-сервер IIS и ОС Windows Server. модель OSI, стека протоколов TCP/IP.
MySQL, PostgreSQL, MS SQL, Oracle, Informix
Операционных систем Windows Server, или Linux/Unix, или Solaris
стек TCP/IP, IPX,
реализации VPN, системах биллинга, активного сетевого оборудования Cisco,
физическом построении сетей (Ethernet, Token Ring, FDDI, 802.11).
аутсорсинговая компания,
распространённые ОС (Windows Server, Windows 2000, Windows XP, Windows NT, Linux, FreeBSD, MacOS); службы каталогов Active Directory, Lotus Domino, LDAP; распространённые СУБД, почтовые, groupware, веб-серверы, CRM, ERP, CMS
протоколы шифрования и аутентификации и их практическое применение (VPN, RADIUS, SSL, ipsec, RAS), планировании PKI, системах контроля доступа (брандмауэры, прокси-сервера, смарт-карты, CheckPoint, SecurID).

В начало страницы

Copyright ОГКУиПТ© by Deadhummer